Август в этом году выдался на редкость хорошим. Я и Саша Кондратьев, отдыхая после насыщенного дня, сидели на берегу пруда и пили вино. Солнце клонилось к закату, легкий щебет птиц иногда прерывался всплесками карася. Я давно ждал этого момента, чтобы наконец-то расспросить Сашу, о посещении «Мекки» нашего форума. О том, какой он виноградник Пузенко Натальи Лариасовны?
«Вадик, вот мы сегодня проехали триста километров, ты можешь себе представить, что такое доехать в одни руки из Даугавпилса в Волгоград?»- Саша тяжело вздохнул и сделал глоток вина. «Я добирался почти двое суток. Сплошные ремонты, светофоры, мульен фоторадаров везде, где надо и не надо. Это очень далеко и тяжело, но это было реально круто и стоило всех трудностей!»- заметно повеселев продолжил он. Глаза его при этом мечтательно приподнялись вверх, было заметно, что приятные воспоминания проносятся в его сознании.
Виноградник Пузенко
«На чём я остановился?»- спросил Саша, наконец вырвавшись из плена воспоминаний: «Про Хуторянку рассказал, про Евгения рассказал, про Диму рассказал. Это первый день мы всё посмотрели, а вот на второй Наталья свой храм винограда показала. Она там c мужем священнодействует, другого слова я не подберу». Саша был под большим впечатлением от увиденного. Подробно рассказывал, как они ходили по участку возле дома. Поведал, о легендарном кильчеваторе, расположенным под домом. Рассказал о том как грамотно смонтирована система капельного полива, о сотнях саженцев винограда во дворе, под притеняющей сеткой. Саша, красочно и эмоционально описывал, как красиво смотрятся шпалеры винограда в лучах восходящего солнца и очень сокрушался, что его снимок не в состоянии передать всего волшебства этого зрелища.
Как Игорь шпалеры обустраивал
Саша человек не только впечатлительный, но и глубоко практичный. Одной красотой его не возьмёшь, поэтому я нисколько не был удивлён, когда услышал от него точный до скурпулёзности рассказ о подсмотренных тонкостях. «Вадик, ты читал как рекомендуют обустраивать шпалеры?» — наставительно начал он. «Знаю, что читал и сам так сделал. Вот давай твои посмотрим. Стойки закопал, бетоном залил, только растяжки не поставил»- говорил он, расхаживая между моих шпалер и трогая провисшие проволоки. «Видишь, провисло. Знаешь почему? Потому что стойки шатаются под ветровой нагрузкой. Жёсткости нет в твоих шпалерах, Вадик»- шатая стойки говорил Саша. «Вот у Натальи с Игорем система проще не придумаешь. Принцип перевернутой табуретки. Трубы несколько заглублены, выровнены по верху и сварены по кругу и между рядами металлической полосой»-продолжал он лекцию: «Тебе, что так мешает сделать? Давай не ленись, сделай нормальные шпалеры». Это повлияло или что-то еще, но в 2019 году я переделал шпалеры по предложенному образцу и остался этим очень доволен.
Продолжая сравнивать мой виноградник и виноградник Пузенко, Саша сказал: «Обрати внимание на высоту шпалер. Хочешь иметь красивые и крупные грозди — надо делать высокие шпалеры». Потом, он встал на цыпочки, прикинул высоту моих шпалер, видимо сравнивая их с виденными в Волгограде и остался доволен.
Северные дары
Когда Александр Матвеевич собирался в поездку, то он нарезал нарезал в дорогу ящичек своего винограда: «Алёшенькин» и «Атос». Те сорта, что было созрели него на момент отъезда. Приехав на виноградник Пузенко и увидев их грозди, Саша мысленно сравнил их со своими и постеснялся показывать. «Он у меня в багажнике так и лежал укрытый от посторонних глаз полотенцем — рассеянно улыбаясь говорил Саша — Однако, назавтра как-то само собой получилось, что я его Наталье с волнением показал . Думал увидит мою мелочевку и скажет что-то типа ничего так кисточки».
Однако реакция Натальи его поразила и одновременно воодушевила. Он совершенно не ожидал, что она громко позвала: «Игорь! Игорь! Иди скорее, посмотри какой у него красивенький виноград!» Я понимал, насколько приятно это было для Саши. Это была эмоциональная оценка его труда. Эти чувства были как «Рижский бальзам» на его суровую прибалтийскую душу.
Продолжаем осмотр
В общем порадовался тогда Александр Матвеевич. Даже по прошествии нескольких дней, эти воспоминания приятно грели ему душу. Мы снова сидели за столом и продолжали беседу под вино и хорошую закуску. «Виноградник Пузенко оказался достаточно большим по моим меркам. Мы долго ходили по участку, фотографировали. Наталья рассказывала про новинки которые она получила».- Саша прервал рассказ, вышел из-за стола и полез в телефон.
У него там было много фотографий с виноградника Пузенко, но по памяти он не мог вспомнить, кто есть кто. «Не умею я сохранить для себя их названия, чтобы потом давать пояснения».- посетовал гость. Да это было и не важно. Многие кусты Наталья Лариасовна показывала на форуме и в соцсетях. Взять тот же куст «Памяти Учителя», где на 3 год созрело порядка 50 килограмм отборных гроздей. Только ленивый гость не преминул воспользоваться возможностью запечатлеть себя рядом с хозяйкой на фоне этого куста или сам этот куст.
Показав мне большое количество фотографий, Саша немного задумался и произнёс: «Вадик, какие же колоссальные усилия им приходится прилагать, чтобы все это выглядело не просто достойно, а необыкновенно мощно и красиво. Я понимаю, что если бы на меня свалился вот такой, неподъемный объем работы с виноградом, я бы просто сдался, не потянул». Но это были еще цветочки…
Ягодки
Ягодки были впереди. «Я то думал, что этот виноградник около дома, это единственный их участок. Какой же я наивный».- восхищённо рассказывал Александр Матвеевич. Оказывается, потом его повезли на второй участок, где он увидел сотни сортов и гибридных форм.
Много новинок и суперновинок на прививках этого и прошлого года. Практически все они были с сигнальными гроздями! Саша, так разволновался, что встал и яростно жестикулируя продекламировал. «Вот в этом одном месте есть всё, что душа пожелает. Формы растут о которых большинство из нас только слышало, о приобретении которых мы мечтаем. Там те самые бомбы, которые многие лозоводы пиарят изо всех сил, показывая гроздюльки с кулачок, наделяя их ранними сроками, выдающимся вкусом и поразительной устойчивостью. То чему нарселы, дай бог им здоровья, дали путевку в жизнь. Здесь как в Греции — все есть: Писанка, Капелюшный, Павловский, Бурдак, Cилков, Бачинский, Миша Гречко, Вишневецкий. Всех не упомнишь. Я в спешке не взял с собой чем фотографировать, о чем страшно жалею».
Высказав всё это буквально на одном дыхании, Саша стукнул себя ладонью по бедру, снова сел и сказал:» Наливай». Мы выпили, он снова перешёл в деловито-спокойное состояние и я смог его расспросить, что ему из понравилось по вкусовым характеристикам.
Дело вкуса
Рассказал, как на духу, что понравилось, а что не понравилось. Саша начал в своём привычном, саркастическом стиле: «Имей ввиду, что вкус у меня слегка извращенный. Мне иногда нравится вкус сортов, которые мало кто выращивает и не нравится тот, от которого многие в восторге. Это всё лично мои впечатления, не более того. Никакие это не рекомендации типа — хватай это бомба или не вздумай покупать. Заинтриговал? Тогда слушай».
Я подлил себе в бокал, уселся поудобнее и принялся внимательно слушать Сашин рассказ. Он и раньше мне неоднократно писал, что к творениям В.У.Капелюшного относится без должного пиетета. Я уже знал, что у него не было и нет ни одной его формы. Всё, что он пробовал у кого-то, для него невкусные. Тем удивительнее мне было услышать, что Саше понравилась форма Капелюшного «Одиссей». С его слов следовало, что «Одиссей» ранний, красивый и сладкий виноград. Розовые, некрупные ягоды этой формы были довольно вкусными. «Хотя знаешь,.- это не факт- Это был первый куст прямо перед входом. Может потому что попробовал его самым первым ? Но что было то было».
В тот день Александр Матвеевич попробовал порядка ста гибридных форм, ягоды которых были готовы на начало августа. Единственная форма которая ему сильно не понравилась, это «Блестящий». » Я Думал может у них она неплохая?- хмурясь сказал Саша — Нет! Определенно не мой вкус». Я поинтересовался, как он осилили такое количество ягод, я бы уже не смог воспринимать отличия в оттенках вкуса. Саша подтвердил, что к концу конечно ощущение вкуса замылилось, винограда он наелся до отвала. В конце осмотра ягоды пробовал не все, а только те что были ему особенно интересны.
Самая вкусная ягода
«Так вот, со мной можно соглашаться, можно не соглашаться,- наставительно продолжал наш путешественник — тем не менее, самой вкусной для меня оказалась гибридная форма А.А. Голуба «Надежда ранняя». Я облазил весь виноградник Пузенко, однако лучше не нашёл.
Саша красочно стал описывать, что ему нравятся формы с простым вкусом, но вкусные, которые можно есть и есть. Надежда ранняя как раз из таких ягод. «Верю и надеюсь что с помощью моих друзей, черенки этой формы я весной получу и укореню! -эмоционально говорил он — Приложу все силы. Давно я не получал такого наслаждения от вкуса винограда . Он настолько гармоничный что передать невозможно. Это — мой вкус». Я предложил ему пройтись ещё раз по моему участку и показал, два саженца «Надежды ранней». Я был полностью согласен с Сашиной оценкой, потому что сам пробовал этот виноград на участке Володи Волкова и влюбился в него. Так же сошлись наши мнения в оценке формы Павловского «Колобок». Кисти некрупные, ягоды на них среднего размера, даже наверное чуть крупнее чем среднего. Вкус — умереть не встать. Мускат какой то особенный.
Из Волгограда Александр Матвеевич привёз целый ящик винограда и мы устроили дегустацию . Среди прочих была гроздь «Колобока». Всем нам вкус очень понравился и его признали одной из самых вкусных. Для меня это был вкус номер два, после «Ливии». Было приятно, что я угадал с этой формой и на моём кустике уже зреет сигналка.
Дегустация
Понравились нам вкусом и формы Н. Вишневецкого. Отличный вкус имеет «Хамелеон» и особенно форма которая, как мне вспомнил Александр Матвеевич» начинала ходить среди виноградарей под названием «Ранний Палыча», а потом вдруг стала «Слава Украине». Красивая очень крупная ягода по виду и размеру напоминающая «Аркадию». Без муската, но вкус выдающийся.
«Вадик, формы Миши Гречко на прививке этого года просто убойные по виду,- продолжал рассказ Саша — «Вавилон» с красивыми розовыми ягодами и особенно «Лорус». У него здоровенная длинная кисть по типу «Велеса», со светлыми прозрачными вкусными ягодами». Потом рассказчик сделал серьёзный вид и начал длинный монолог, в котором выложил всё , что отложилось в его памяти: «Мне еще вкусом понравилась «Розалинда» Воронюка . Украинские коллеги бьют себя пяткой в грудь и в один голос твердят что это «Анжелика» Крайнова. Что бы это ни было, но вкус шикарный! Формы О. Писанка и А. Бурдака попробовал. То ли не совсем были готовы, то ли я привередлив. Безусловно, в погоне за крупноqй ягодой их успехи налицо. Вот со вкусом не очень получилось. «Каталония», которая якобы за девяносто дней у приближенных селекционера созревала, на начало августа и близко не была готова. Окрасилась, но безвкусная».
Так кто же вкуснее
Лично я не представлял, как можно столько успеть попробовать и запомнить. Я в отличии от Саши, всегда вожу с собой блокнотик или пишу записи в телефон. Он же помнил практически всё и продолжал лекцию: «Лорано» вообще умолчу. «Академик», чуть не забыл про него. Красив необыкновенно и очень хорош по вкусу на начало августа. Самородок, Подснежник Силкова — оба красивые и вкусные . Вот как то так . Вроде бы никого не забыл кто мне понравился». Тут он прекратил рассказ, призадумался, хлопнул себя по лбу и воскликнул: «Боже мой ,а Аттика ! Я как-то скептически относился к ней, проглядел если честно. Обратил на нее внимание давно, когда про нее написала Анжела из Петербурга. Но для себя даже не рассматривал. Как же я ошибался! У Натальи это шедевр, это песня, это одна из моих хотелок . Кажется во вкусе ничего особенного, а вот ел бы и ел. Мой вкус ,определенно мой!»
Ещё когда мы осматривали мой участок, Саша останавливался у кустика формы «Заря Несветая», но в тот момент, на ней не задержался. Зато сейчас, на душевном подъёме, он провёл сравнительную характеристику трёх форм Е. Павловского, в названии которых упоминается река, длиной семдесят один километр, названием Несветай. Хочется лишний раз напомнить об этом тем, кто почему-то пишет в названия «Несвятая». Коллеги, тут не в святости дело, это просто название реки. Саша сказал мне, что они реально вкусные и «Подарок Несветая» и «Заря Несветая», но лично на его взгляд самая вкусная ягода у «Розы Несветая». На этом тема вкусных сортов и форм иссякла и Саша перешёл к финальной стадии повествования.
Прощальный ужин
Последний вечер прошел в дружеской беседе. Пили хороший французский коньяк. Наталья наварила гостям настоящий наваристый украинский борщ. Талантливый человек, талантлив во всём. Саша наслаждался едой, черпая ложкой из тарелки парующий борщ. Сваренный умелыми руками, с мясцом, в меру острым. Ложка сметаны плавающая в центре тарелки и щепоть зелёного укропа, придавали ему вид шедевральный вид. Борщ этот удался хозяйке на славу, впрочем, как и беляши.
Саша разглядел их на столе еще тогда, когда у Натальи гостил Леонтий Иванович Кирягин. Путешественник мечтал, вот бы и мне отведать беляш ручной работы, но попросить постеснялся. Оказалось, что беляш это фирменное блюдо в этой семье, готовится очень быстро и умело . Мясной фарш заготовлен заранее.Хозяйка быстренько делает тесто. Даёт ему немного отстоятся и лепит их него небольшие беляшики. Партиями по двенадцать штук она опускает их в кипящее масло. Беляшики весело шкворчат, румянятся, испуская по округе аппетитный аромат. Ещё несколько минут и они на столе. Лежат, сверкая обжаренным бочком, как-бы предлагая, съешь меня.
Снова в путь
Всё хорошее к сожалению заканчивается. Так и Александру Матвеевичу пришла пора покинуть гостеприимный виноградник Пузенко и продолжить своё путешествие. Утром он стартанул на север, в сторону Москвы, чтобы через сутки быть в Переславле Залесском. Ему было немного грустно уезжать. Наталья напекла ему в дорогу фирменных беляшей, чтобы он вспоминал её семью в дороге и с голоду не умер. Они тепло по дружески попрощались. Александр Матвеевич поблагодарил Наташу и Игоря за гостеприимство, организацию такой интересной и насыщенной программы. Ведь все это — благодаря ей, эта поездка мне запомнилась Саше надолго. В дорогу помимо беляшей Саше дали два ящичка винограда. Для того, что бы виноградари Подмосковья попробовали новинки. Сравнили вкус и качество ягод со своими.
Постскриптум
Мы с Сашей затронули ещё один вопрос. Меня очень интересовало распределение ролей и обязанностей в семье Натальи. По моему жизненному опыту, как правило кто-то один занимается виноградом, а второй или просто сочувствует или помогает в меру сил. Такая ситуация среди всех моих знакомых виноградарей. Знаю таких, где вторая половина не желает с виноградом иметь ничего общего, разве что покушать.
Саша развеял все мои предположения и сомнения. Виноградник Пузенко — редкое исключение. Оказалось что Игорь Витальевич, муж Натальи Лариасовны, в виноградарстве себя чувствует, как рыба в воде. Наталья — это мотор в их тандеме. Игорь — мозговой центр и золотые руки .Все что они задумывают, они делают сообща. Прививают, обрезают пасынки , укореняют черенки, подвязывают побеги. Все операции с виноградом они делают вместе. Руками Игоря возведены шпалеры, теплый пол в огромном кильчеваторе и сам кильчеватор, капельное орошение. Все записи: кто, где, когда, на чем привит и перепривит ведёт он. Разговаривая с ним про ту или иную гибридную форму, оценивая ее вкус и внешний вид Саша очень часто поражался, как ему удавалось буквально несколькими фразами выразить суть. Сидеть вечером за столом и просто болтать с этой парой на виноградные темы можно бесконечно. Находясь рядом с кустами винограда — тем более.
С такими разговорами, мы с Сашей засиделись допоздна. Спохватившись, стали укладываться спать. Завтра нам предстояла поездка в Переславь-Залесский и в Братовщину. Однако, это совсем другая история.